тел: +7 (499) 346-71-03
e-mail: info@masor.ru
 
Забыли пароль?
2014 -> Конференция в Екатеринбурге -> Регистрация докладчика

Секция: Пленарное заседание

Концепция технологического образования ОРТ. Место робототехники в модели технологической грамотности

Горинский Сергей Григорьевич

Директор. ОРТ. Москва/ЦАО Москвы 
sergey.gorinskiy@ort.ru

Тезисы:

Описываются особенности системы технологического образования ОРТ, как примера реализации концепции технологической грамотности. Анализируется разработанный ФИРО Проект примерной образовательной программы основного общего образования по предметной области «Технология» и анализируются возможности интеграции в программу курса робототехники.

Доклад:

Скачать презентацию

Горинский С.Г.

КОНЦЕПЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОРТ. МЕСТО РОБОТОТЕХНИКИ В МОДЕЛИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

Автономная некоммерческая организация"Образовательные ресурсы и технологический тренинг" (ОРТ), г. Москва

Аннотация

Описываются особенности системы технологического образования ОРТ, как примера реализации концепции технологической грамотности. Анализируются разработанный ФИРО Проект примерной образовательной программы основного общего образования по предметной области «Технология» и возможности интеграции в программу курса робототехники.

ОРТ был основан в  Санкт-Петербурге в 1880 году как «Общество ремесленного труда». В настоящее время  Всемирный ОРТ (World ORT) является  одной из крупнейших в мире международных неправительственных некоммерческих образовательных организаций с опытом  реализации проектов более чем в 100 странах. В России концепция и модель технологического образования ОРТ были впервые представлены в 2000 году на VI Международной конференции «Технология 2000» в  Самаре [1]. Впоследствии ход реализации программы обсуждался на международных конференциях “Pupils' Attitudes Towards Technology” (PATT) [2-4]. Перечисленные ниже особенности сформировавшейся модели технологического образования ОРТ были более подробно описаны в работах [5-6].
1.Ориентация на высокие технологии В учебных заведениях – партнерах ОРТ в качестве основы для изучения инвариантной части и последующей специализации используются современные технологии. 
2.Интеграция с информационными технологиями Интеграция ИТ с другими технологиями также является характерной особенностью «ортовского» подхода. Какие бы проекты не выполняли школьники, активное использование ИТ является практически обязательным. В некоторых случаях это является технологически обусловленным. В других случаях использование ИТ необходимо для решения учебных задач. И в любом случае отсутствие ИТ на уроках технологии воспринимается современными детьми как анахронизм.  
3.Сотрудничество с высокотехнологическим бизнесомСотрудничество с компаниями – лидерами в области высоких технологий принципиально важно для ОРТ. Оно позволяет привлекать к решению проблем технологического образования, действительно, лучших экспертов в области современных технологий.  Практически все серьезные компании имеют программы поддержки образования. В ряде случаев направление программы совпадает с профилем фирмы.
4.Вовлечение девочек в занятия технологиейОРТ выполнил исследование, связанное с проблемой места женщины в технологическом обществе [4]. Исследование не только выявило проблему существования неравенства, но и показало необходимость формирования мотивации девочек к изучению современных технологий. В школах ОРТ девочки активно занимаются конструированием, робототехникой и другими видами высокотехнологической деятельности.
5.Технология для детей со специальными потребностями В рамках инициативы по преодолению цифрового неравенства ОРТ работает с несколькими школами и учреждениями НПО/СПО, в которых обучаются глухие дети и дети с ослабленным слухом. Теперь перед ними открываются совершенно новые перспективы профессиональной карьеры в области высоких технологий.
6.Комбинация технологического и предпринимательского образования. Сама идея изучения основ бизнеса на уроках технологии не нова, заложена в российские программы и является международной тенденцией [7, 8]. В ОРТ в качестве одного из инструментов интеграции технологического и предпринимательского образования используется  учебный курс LIFE [9, 10]. 
В основе системы технологического образования ОРТ лежит концепция технологической грамотности, которая уже 20 лет во многих странах мира. Согласно  этой концепции целью технологического образования является формирование у школьников технологической грамотности через развитие:
• знания и понимания технологии;• способностей в области технологии;• понимания и осознания связей между технологией и обществом.
Достижение этих целей происходит на примере конкретных областей технологии для изучения. При этом изучение любых технологий должно включать процесс проектирования (дизайна), развитие навыков рисования и черчения, в том числе с помощью компьютеров. Технологическая деятельность обычно реализуется в различных перекрывающихся контекстах, таких как личная жизнь, дом, школа, отдых,  окружающая среда, энергия, бизнес, промышленность и др. Школы могут по своему усмотрению использовать те или иные контексты как организационные принципы для программ обучения технологии.  Изучаемые области технологии, контексты,  направления и цели, объединяясь, создают рамки технологического образования.
В России в настоящее время предметные результаты освоения предметной области «Технология» для основной школы (5-9 классы) регулируется соответствующим Федеральным государственным стандартом (ФГОС) [11, С. 20-21]. ФГОС является основой для разработки примерных учебных программ, которые могут основываться на различных моделях технологического образования. Так, проект Примерной образовательной программы предметной области «Технология» для основной школы, разработанный Федеральным институтом развития образования, в значительной мере соответствует модели технологической грамотности.  (Автор благодарит профессора Когана Ефима Яковлевича за разрешение использовать в настоящей статье выдержки из проекта программы: http://www.pffiro.ru/services/3/40/).
В проекте сформулированы следующие цели предметной области «Технология»:
1. Обеспечение понимания обучающимися сущности современных материальных, информационных и гуманитарных технологий и перспектив их развития.2. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся.3. Формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения обучающимся направлений своего дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в первую очередь, касающихся сферы и содержания будущей профессиональной деятельности.
Каждая целевая установка задает блок содержания обучения в рамках предметной области «Технология».
Первый блок включает содержание, позволяющее ввести обучающихся в контекст современных материальных и информационных технологий, показывающее технологическую эволюцию человечества, ее закономерности, технологические тренды ближайших десятилетий.
В рамках блока 2 содержание блока 1 становится информационной основой проектной деятельности, если имеется принципиальная техническая возможность строить проект обучающихся на основной ступени с объектом проектирования, лежащим в сфере той или иной группы технологий.
В рамках блока 3 организовано освоение содержания, посвященного производствам, размещенным на территории региона, и профессиям, представители которых востребованы на этих производствах, базовыми для которых являются технологии, составляющие содержание блока 1 в рамках соответствующего года обучения.
Вариативность программы обеспечивается как возможностью выбора конкретных технологий для изучения (контент), так и учетом региональных особенностей экономики и рынка труда (контекст). Приведенный в проекте программы список предлагаемых к изучению технологий не ограничивается традиционными для многих программ направлениями (промышленные и сельскохозяйственные технологии, технологии для дома). Напротив, в 9-м классе в теме «Технологическая эпоха» для теоретического изучения предлагаются технологии, относящиеся, во многом даже, к завтрашнему дню:
• Нанотехнологии: новые принципы получения материалов и продуктов с заданными свойствами. Углеродные материалы, органические светодиоды, разлагающаяся биоупаковка, покрытия с заданными свойствами.• Электроника (фотоника). Квантовые компьютеры. Развитие многофункциональных ИТ-инструментов.• Медицинские технологии. Генная инженерия как технология ликвидации нежелательных наследуемых признаков. Создание генетических тестов. Создание органов и организмов с искусственной генетической программой. Чип с программой генома. Тестирующие препараты. Локальная доставка препарата. Персонифицированная вакцина.
Однако в проекте программы теоретическое изучение современных технологий недостаточно поддерживается соответствующими практическими работами и проектами.  На наш взгляд, это может не только привести к ослаблению интереса учащихся к изучению технологии, но и затруднить достижение второй цели  предметной области «Технология», связанной с  формированием технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся.
Проблема поиска современного контента для технологического образования в школе не нова. В системе школ ОРТ в качестве такого контента используются цифровые технологии, видео технологии, CAD/CAM и робототехника, которая, на наш взгляд, может стать одной из наиболее привлекательных областей технологий для изучения в школе.
Мультипредметность робототехники позволяет использовать ее компоненты для изучения различных тем образовательной программы. Так, например, в рамках блока 1 проекта примерной программы ФИРО робототехника может стать одной из основ для изучения таких тем, как потребности и технологии, простые механизмы и конструкции в технологиях, технологические системы, энергия, управление в технологических системах, транспорт, технологическая эпоха и др.
Системность робототехники делает ее эффективным инструментом для развития технологических способностей, в том числе  проектно-технологического мышления, в рамках блока 2 рассматриваемой программы. Создание роботов может стать одной из основ для изучения технологических систем и применения классического дизайн-подхода к проектированию.
Современность робототехники означает соответствие технологического уровня учебной деятельности на уроках технологическому уровню регионального производства. Это повышает «профориентационную значимость» робототехники  (блок 3 проекта программы ФИРО). Как указано во ФГОС,  предметные результаты изучения предметной области «Технология» должны отражать:  «формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда». Ключевое для нас слово – «изучаемыми». Очень важно, при изучении робототехники профессиональная ориентация на современные индустриальные профессии опирается на реальный опыт школьников, который может быть дополнен предлагаемыми программой «образовательными путешествиями».
Привлекательность робототехники для школьников обеспечивает мотивацию к изучению технологии в школе. Очень важным моментом с этой точки зрения является возможность организации соревнований.И, наконец, профессиональная направленность на инженерные профессии в современных условиях в России также можно отнести к числу несомненных достоинств робототехники как одной из основ для изучения технологии в школе.
Выводы
Проект Примерной образовательной программы предметной области «Технология» для основной школы, разработанный Федеральным институтом развития образования, в значительное мере соответствует модели технологической грамотности.  Наполнение программы конкретными областями технологий обеспечивает ее гибкость, учет региональных особенностей и возможность непрерывной   модернизации в условиях быстрого изменения технологий. Робототехника может стать одной из наиболее привлекательных областей технологий для изучения в школе. Разработка учебных модулей на основе робототехники должна в соответствии с концепцией  программы учитывать три  ее основные цели, связанные с пониманием сущности современных технологий, формированием технологической культуры и проектно-технологического мышления и с профессиональной ориентацией.

Библиографический список 
1. Горинский С.Г. Концепция и модель технологического образования Всемирного Союза ОРТ // Технология 2000: Теория и практика преподавания технологии в школе (Т-2000): материалы VI Междунар. Конф. – Самара: АНО «ОРТ», 2000. – С. 13–27.
2. Ferrari A., Berlatzky M., Cwi M., Perez L., Kipperman D., Gorinskiy S., Dagan O. (2005). Is the whole more than the sum of its components? An analysis of Technology Education in ORT schools around the world. PATT-15 conference proceedings.15p.    Сайт International Technology and  Engineering Educators Association. – URL: http://www.iteaconnect.org/Conference/PATT/PATT15/Dagan.pdf
3. Gorinskiy, S. (2003). ORT’s Approaches to Teaching Technology in the Countries of the Former Soviet Union: Goals, Implementation, and Results.  PATT-13 conference proceedings, p.p. 178-184.
4. Gorinskiy, S. (2005). Women in Technological Society: a Challenge to the Modern School. PATT-15 conference proceedings, 29p. Сайт International Technology and  Engineering Educators Association. – URL:  http://www.iteea.org/Conference/PATT/PATT15/Gorinski.pdf
5. Горинский С.Г. Всемирный ОРТ: основные тенденции в школьном технологическом образовании // Материалы Научно-практ. Конф. «Инновационные подходы к организации технологического образования, ориентированного на подготовку инженерно-технических кадров». – Пермь: ПГПУ, 2012. – С.49–53.
6. Горинский С.Г. Пример реализации концепции «Наука-технология-общество» в модели Технологического образования ОРТ//  Материалы XIII Международной конференции по проблемам технологического образования школьников «Технологическое образование для инновационно-технологического развития страны». М.: МИОО, 2012. – С.33–37
7. PATT (1995). Technology, entrepreneurship and employment: international examples of lessons for teaching entrepreneurial and employment aspects of technology. Delft. Technon, – 64p.
8. Van de Velde, D., Hantson, P. (2007) Technological literacy and entr(e/a)preneurial competencies. PATT-18 conference proceedings, p.p. 190–201.  Сайт International Technology and  Engineering Educators Association. – URL: http://www.iteaconnect.org/Conference/PATT/PATT18/fullprog-23-53b[1].pdf9. HP Learning Initiative For Entrepreneurs – LIFE.–URL:  http://www.life-global.org 
10. Интеграция программы HP LIFE в школьное образование: Методическое пособие // Составитель С.Г. Горинский. – М.: АНО «ОРТ», 2012. – 69 с.: ил. Сайт АНО «ОРТ». – URL: http://www.ort.ru/uploads/pics/Attached_files/Books/LIFE_at_School-2012.pdf
11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – URL:  http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588




© МАСОР
Международная ассоциация спортивной и образовательной робототехники
info@masor.ru