тел: +7 (499) 346-71-03
e-mail: info@raor.ru
 
Забыли пароль?
2014 -> Конференция в Екатеринбурге -> Регистрация докладчика

Секция: Методика и результаты обучения в области робототехники в дополнительном образовании

Сетевое взаимодействие образовательных организаций общего и дополнительного образования в области робототехники

Малинина Екатерина Геннадьевна

методист, педагог дополнительного образования. МБОУ ДОД ДЮЦ. Калининградская Область/Гурьевск 
mal.yekaterina@yandex.ru

Тезисы:

Малинина Е.Г.
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО И ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОБОТОТЕХНИКИ.
муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр»
Калининградская область, г. Гурьевск

Аннотация
Описывается полицентричная сетевая модель развития научно-технического творчества учащихся, построенная вокруг образовательной организации дополнительного образования детей с доминированием форм работ, организованных на базе широкой сети общеобразовательных организаций.

Доклад
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр» является правопреемником Дома пионеров и школьников г. Гурьевска, образованного в 1979 году. Сегодня Детско-юношеский центр - это многопрофильное образовательное учреждение дополнительного образования детей, основным предназначением которого является удовлетворение образовательных, социокультурных потребностей детей и их родителей, создание открытой, динамичной, привлекательной среды для детей, их творческого и индивидуального развития.
Детско-юношеский центр выполняет функции ресурсно-методического центра дополнительного образования Гурьевского городского округа. Как ресурсный центр, ДЮЦ осуществляет образовательную деятельность в шести общеобразовательных организациях округа по образовательным программам художественной, научно-технической, туристско-краеведческой направленности. Из 1096 обучающихся центра более 600 обучаются в творческих объединениях на базе общеобразовательных организаций.
Гурьевский городской округ самый обширный в Калининградской области. Более 50% школьников обучаются в малокомплектных школах, удаленных от районного и областного центров. В таких населенных пунктах у детей практически отсутствует возможность получать дополнительное образование на местах в соответствии со своими интересами. Кроме того, малокомплектные школы испытывают трудности с реализацией требований ФГОС в части организации внеурочной деятельности. В этих условиях взаимодействие общего и дополнительного образования не только актуально, но и взаимовыгодно.
В 2012 году Гурьевский городской округ стал грантополучателем средств на развитие детского научно-технического творчества. Основная идея проекта - использование сети дополнительного образования для вовлечения учащихся в научно-техническое творчество.
В рамках сетевого взаимодействия Детско-юношеский центр координирует деятельность шести творческих объединений научно-технической направленности, созданных на базе общеобразовательных организаций.

Функции ресурсно-методического центра в рамках сетевого проекта развития научно-технического творчества:

 Организация дополнительного образования в области научно-технического творчества детей и молодежи на базе ОУ района;
 Информационно-методическая, организационная поддержка мероприятий в области научно-технического творчества детей и молодежи;
 Апробация и тиражирование дополнительных образовательных программ научно-технической направленности;
 Организационная и информационная поддержка методического объединения педагогов, осуществляющих образовательную деятельность в области научно-технического творчества.

Модель сетевого взаимодействия ресурсного центра с образовательными организациями-партнерами выстраивается на основе договорных отношений, которые предусматривают взаимную ответственность сторон за результат образовательной деятельности. Основными документами, регулирующими отношения партнеров, являются договор о сотрудничестве, договор о безвозмездном пользовании имуществом.
Взаимодействие ресурсного центра с образовательными организациями-партнерами осуществляется через такие формы, как совместные семинары-практикумы, мастер-классы, научно-практические конференции по основным направлениям научно-технического творчества, совместные массовые мероприятия. ДЮЦ активно сотрудничает с гимназией г.Гурьевска - базовой площадкой по физико-математическому образованию. На основе договора о сотрудничестве разработан общий план-график мероприятий для учащихся Гурьевского городского округа. Совместно с гимназией ДЮЦ организует и проводит выставки научно-технического творчества учащихся, соревнования по робоспорту, первенства по спортивному авиамоделированию, конкурсы творческих проектов и иные массовые мероприятия.
С целью программно-методического обеспечения сетевого взаимодействия методистами центра разработана модульная образовательная программа. В содержание образовательной программы включены такие направления технического творчества, как прикладная робототехника, радиоэлектроника, авиаконструирование, компьютерное 3 D моделирование, макетирование. Содержание образовательной программы дифференцировано на базовый и углубленный уровень, что позволяет формировать вариативные комплексные учебно-тематические планы. Преимущества модульного построения программы заключается в возможности каждого образовательного учреждения выбрать содержание, соответствующее материально-техническим, кадровым ресурсам, а также потребностям обучающихся. Так, например, уже с 2013 учебного года на базе МБОУ «Яблоневская ООШ» реализуется комплексная программа на основе образовательных модулей «Робототехника» и «Радиоэлектроника».
Прикладная робототехника пользуется повышенным спросом среди учащихся и по праву считается одним из приоритетных направлений научно-технического творчества.
Содержание образовательного блока «Робототехника» рассчитано на три этапа реализации. Первая ступень ориентирована на детей в возрасте от 8 до 10 лет, вторая - от 10 до 14, третья – от 14 до 17 лет. Каждой возрастной группе соответствует этап реализации соответствующей сложности. Обучение осуществляется на основе конструкторов WEDO, «Технология и физика», LEGO-NXT, ЕV-3.
Для учащихся старшего и среднего звена в образовательную программу включены модули «Конструирование робототехнических систем на платформе Arduino», «Конструирование робототехнических систем на платформе Basic Stamp».
С 2013 года в центре ведется экспериментальная работа в рамках сетевого всероссийского проекта «Практическая робототехника для старшеклассников на платформе Arduino». Основы электроники и программирования микроконтроллерных плат преподаются учащимся 7-8 классов образовательных организаций, находящихся в шаговой доступности. В перспективе планируется включить это направление в учебные планы объединений на базе удаленных школ-партнеров.
Научно-техническое творчество учащихся – одно из самых ресурсоемких направлений, требующее постоянных финансовых вливаний. Для поддержки уже созданных объединений технической направленности разработана целевая программа «Развитие научно-технического творчества учащихся Гурьевского городского округа на 2013-2015». Программа утверждена постановлением администрации Гурьевского городского округа. Распорядителем бюджетных средств является Детско-юношеский центр. Наличие финансового механизма поддержки позволяет координировать и объединять единым вектором целей действия участников сетевого проекта.
Результатом реализации проекта является увеличение количества учащихся, охваченных дополнительным образованием по инновационным образовательным программам с 22 человек в 2012 году до 168 в 2014 г., расширение спектра образовательных программ, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики, территориальная доступность объединений НТТМ, сформированный кадровый резерв педагогов, осуществляющих образовательную деятельность в сфере научно-технического творчества.

Доклад:

Скачать презентацию






© РАОР
Российская Ассоциация Образовательной Робототехники
info@raor.ru