тел: +7 (499) 346-71-03
e-mail: info@raor.ru
 
Забыли пароль?
2014 -> Конференция в Екатеринбурге -> Регистрация докладчика

Секция: Методика и результаты обучения в области робототехники в дополнительном образовании

Использование проектов по созданию BEAM-роботов при изучении основ робототехники

Климов Роман Николаевич

педагог дополнительного образования. МБОУ Гимназия №108. Свердловская Область/Екатеринбург 
rom.klimov07@yandex.ru

Тезисы:

В статье рассматривается применение метода проектов при изучении начал робототехники, когда ученики осваивают основы электроники, механики, получают первые навыки мастерить руками. Приводятся примеры проектов, связанных с построением непрограммируемых роботов.

Доклад:

В
начале освоения робототехники учащиеся должны ознакомиться с основами
электроники, механики и начать самостоятельно собирать простые электрические
схемы и строить механизмы.  Автор ставит
целью на данном этапе также научить учащихся «мастерить», то есть создавать
свои модели не из готовых «кирпичиков» конструктора, а из произвольных
материалов, используя  ручные инструменты
сообразно возрасту ребенка.

Этому
способствует то, что существует целый класс роботов, называемых BEAM – роботы. Это роботы, построенные по принципу
простейших живых организмов, которые устроены несложно и обладают лишь
несколькими рефлексами, и в тоже время осмысленным поведением.  В случае ВЕАМ – роботов для их создания нужна
простейшая электроника и механика, и в тоже время их поведение может быть очень
эффектно и вызывает очень положительные эмоции у их авторов.

Из
интересных проектов, которые возможно реализовать на занятиях робототехникой
при изучении основ электроники, можно назвать машину на воздушной подушке,
виброробот, робот из скрепок (обход препятствий), робот-неваляшка (поддерживает
равновесие), перешагивающие  роботы -
(построенные как по подобию насекомых, так и двуногие), рука робота  (на гидравлике). Также довольно интересен для
ребят оказывается проект по созданию простейших электродвигателей.

Конечно,
даже при сборке роботов из вручную изготовленных деталей, эти детали часто
берутся готовые или делаются по одинаковым шаблонам (особенно в начале обучения
и для учеников начальной школы),  да и
способов соединения деталей,  доступных
ребятам, один-два (склеивание, винтовое соединение в случае механических
деталей, скрутка или соединение с помощью клемм в случае проводов). Однако, даже
при выполнении одного и того же проекта, собранные роботы у разных ребят отличаются.
Это расширяет кругозор учащихся, они могут сравнить своего робота с другими,
найти и проанализировать какие-то более-менее удачные решения и тем самым
получать дополнительные стимулы для развития своего творческого начала, как
будущего изобретателей.

Наиболее
творческие ребята идут к цели проекта по-своему пути, что только поддерживается
преподавателем. Их работы, часто более сложные по реализации и
возможностям  сравниваются со
«стандартными», что привносит элемент соревнований в занятия.

Вместе
со всем положительным, такие занятия требуют более индивидуального подхода к
обучающимся, так как нужно подстраиваться под умения  ребенка - нельзя допускать, чтобы из-за
сложности работ у ребенка не получился работающий робот, так как в таком случае
есть большая вероятность, что неудача отобьет у ребенка интерес обучаться, да и
вообще, негативную оценку своих возможностей. Доведение проекта до работающего
состояния - обязательное условие занятий.




© РАОР
Российская Ассоциация Образовательной Робототехники
info@raor.ru