тел: +7 (499) 346-71-03
e-mail: info@raor.ru
 
Забыли пароль?
2014 -> Конференция в Екатеринбурге -> Регистрация докладчика

Секция: Методика и результаты обучения в области робототехники в дополнительном образовании

Развитие мышления младших подростков средствами образовательной робототехники.

Гущин Леонид Олегович

Педагог дополнительного образования. ГАОУ СО Дворец Молодёжи. Свердловская Область/Екатеринбург 
ikar1@e1.ru

Тезисы:

Гущин Л.О.
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОБОТОТЕХНИКИ.
ГАОУ СО Дворец Молодёжи
г. Екатеринбург
Аннотация
В статье рассматривается методика преподавания робототехники основанная на методах развивающего и проблемного обучения, методе проектов, и методик активизации творческого мышления. Особое внимание уделяется развитию комплексного творческого и логического мышления детей.

У человека можно выделить два основным вида мышления: логическое и творческое. Многие образовательные методики предполагают развитие только одного из видов мышления. Для развития обоих видов мышления предлагается методика, состоящая из следующих этапов:
1. Вводный этап.
Основные методы: адаптированная методика развивающего обучения.
Цель этапа: освоить базовые знания по предмету, вызвать активное развитие логического мышления, но при этом не дать потерять творческое мышление.
Основные принципы:
1. Опора на теоретические знания. Дается минимально необходимый комплекс теоретических знаний, на основе которого детям дается задача используя эти знания разработать свою модель выполняющую заданные функции. (Пример: изучается червячная передача, на основе нее дается задание собрать модель шлагбаума).
2. Учебные задания, предполагающие разнообразие решений. Но основе данных теоретических знаний каждый ученик собирает свою модель, используя свои решения обеспечивающие необходимый функционал. Этот принцип предполагает дивергентность как одно из основных свойств творческого мышления.
3. Высокий уровень трудности учебных задач. Указанные учебные задачи предполагают большой уровень трудности, их решение лежит в зоне ближайшего развития ребенка, и предполагает уровень логического и творческого мышления чуть выше чем актуальный.
4. Систематическая работа над развитием всех обучающихся. Особая роль педагога – развитие логического мышления ребенка. Ребенок получив задание начинает думать, активно использовать воображение для представления будущей модели, педагог же поддерживает творческий поиск, при этом внедряя элементы логического мышления: «расскажи что ты придумал, давай представим этот механизм, подумаем над его плюсами и минусами, представим что он включился – как он будет работать». Такой подход добавляет в процесс воображения элементы логического мышления, активизирует совместную работу обоих полушарий головного мозга. Этот же подход использован для помощи в процессе сборки, педагог оказывает помощь, стимулируя логическое мышление: «посмотри внимательно, как расположены детали, и где их надо крепить», «посмотри вот здесь крепление расположено так, а здесь немного по-другому - какой деталькой удобно их скрепить?» и т.д. Задача педагога не давать решение в готовом варианте, а научить ребёнка логически мыслить, и выдавать решение самому.
2. Основной этап.
Основные методы: адаптированная методика проблемного обучения.
Цель этапа: Углубленные знания по предмету. Научиться ставить проблему, выявлять противоречия, приходить к решениям, изучать решения, которые применялись до этого. Продолжить активно развивать логическое мышление.
Основные принципы:
1. Обучение через создание проблемных ситуаций и учебных проблем.
2. Непосредственное участие учеников в решении учебной проблемы с использованием в процессе решения и творческого и логического мышления.
3. Осознанная мотивация, связанная с окружающей реальностью. Для каждой решаемой проблемы приводятся примеры, связывающие с реальностью, показывающие необходимость её решения для тех или иных реальных задач, окружающих учащихся. Учащийся определяет для себя актуальность той или иной проблемы.
3. Проектный этап.
Основные методы: метод проектов, методы активизации творческого мышления.
Цель этапа: Создание собственного проекта. Научиться находить нерешенные проблемы и решать их проделывая путь от идеи к её реализации. Научиться плодотворно использовать и логическое и творческое мышления для решения различных задач во время работы над проектом.

Доклад:






© РАОР
Российская Ассоциация Образовательной Робототехники
info@raor.ru