тел: +7 (499) 346-71-03
e-mail: info@masor.ru
 
Забыли пароль?
2014 -> Конференция в Екатеринбурге -> Регистрация докладчика

Секция: Методика и результаты обучения в области образовательной и практической робототехники в средней и старшей школе

Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках робототехники

Щигал Елена Сергеевна

преподаватель информатики. ФГКОУ "Оренбургское президентское кадетское училище". Оренбургская Область/Оренбург 
shigal_elena@mail.ru

Тезисы:

Ни для кого не секрет, что российская школа постепенно переходит на новые государственные стандарты, которые предъявляют новые требования и к результатам обучения и к организации самого процесса.
Чтобы урок (или занятие) соответствовал новым требованиям, учитель уже на этапе планирования должен четко представлять себе результаты, которые должны быть достигнуты учеником и на уроке, и после изучения темы, и по окончании всего курса обучения.
Если робототехника изучается в учебном заведении в качестве основного, а не дополнительного курса, то к ней предъявляются такие же требования, как и к остальным школьным предметам: от программы, до конспектов уроков и технологических карт. Именно так происходит в нашем учебном заведении.
Для успешного внедрения новых ФГОС необходимо сформулировать предметные, метапредметные и личностные результаты, которые могут быть достигнуты средствами робототехники, а также наметить пути их достижения.

Доклад:

Скачать презентацию

Щигал Елена Сергеевна

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД) НА УРОКАХ РОБОТОТЕХНИКИ

ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище», г. Оренбург



В статье сформулированы  предметные, метапредметные и личностные результаты обучения, которые могут быть достигнуты средствами робототехники, а также предлагаются пути их достижения.

Ни для кого не секрет, что российская школа постепенно переходит на новые государственные стандарты, которые предъявляют новые требования и к результатам обучения, и к организации самого процесса.

Чтобы урок (или занятие) соответствовал новым требованиям, учитель уже на этапе планирования должен четко представлять себе результаты, которые могут быть достигнуты учеником и на уроке, и после изучения темы, и по окончании всего курса данного предмета.

Четко сформулированные ожидаемые результаты помогают учителю поставить цели каждого этапа обучения, а значит, и выбрать пути их достижения.

Путь, который ведет от цели к результату у каждого преподавателя свой. А результат, к которому учитель должен привести ученика определяется государственным стандартом.

Но в стандарте нет такого предмета как «робототехника». Элементы этого курса по-разному встраиваются в школьные предметы: где-то – в информатику, где-то – в физику или технологию. В дополнительном образовании робототехника представлена гораздо шире.

Но там, где робототехника изучается в рамках основного образования, к ней будут предъявлять такие же требования, как и к остальным школьным предметам: от программы, до конспектов уроков и
технологических карт.

Именно так происходит в нашем учебном заведении. В 2013 г. коллективом педагогов ОПКУ была разработана «Рабочая программа учебного курса «Технология» для 5-7 классов», в которой модуль «Робототехника» преподается по 34 часа в год в 6-7 классах. Требования к результатам обучения модуля «Робототехника» описаны в виде универсальных учебных действий (УУД).

На сайте Федерального Государственного Стандарта предложено следующее определение УУД:

Универсальные учебные действия – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Виды УУД:

1.    Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание
моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

2.    Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности:
   · целеполагание;
   · планирование;
   · прогнозирование;
   · контроль;
   · коррекция;
   · оценка;
   · волевая саморегуляция.

3.    Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

4.    Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество и со сверстниками и взрослыми.

Как мне видится, основным методом обучения, который больше всего подходит для реализации поставленных целей, является проектный метод.

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, – вот основной тезис современного понимания данной технологии.

Эта технология предполагает совокупность исследовательских поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Роль преподавателя при выполнении проектов изменяется в зави­симости от этапов работы над проектом. Однако на всех эта­пах преподаватель выступает как помощник. Преподаватель не передает знания, а обеспечивает деятельность учащегося, то есть:

   · консультирует: провоцирует вопросы, размыш­ления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя раз­личные ситуации, важно удержаться от подсказок даже если учащиеся «делают что-то не то».
   · мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом.
   · наблюдает.

В заключении, хочется сказать, что робототехника обладает большим потенциалом в формировании УУД учащихся, она придает учащимся высокий мотивационный импульс. Как правило, занятия робототехникой, будь то уроки или кружок, пользуются большой популярностью у школьников. Правильная организация, в соответствии с компетентностно-ориентированным подходом, усиливают эффект. Новые подходы в образовании заставляют и учителя переосмыслить используемые методы и приемы обучения, заставляют учиться, искать и двигаться вперед.

Список литературы:

1.    Босова Л.Л., Босова А.Ю. ФГОС. Информатика. Основная школа. [Электронный ресурс] / Интернет-газета «Лаборатория знаний» издательства БИНОМ. Выпуск 9, сентябрь 2012. – Режим  доступа: http://gazeta.lbz.ru/2012/9/9nomer.pdf 

2.    Глоссарий [Электронный ресурс] / Федеральный Государственный Образовательный Стандарт – Режим доступа:  http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=313

3.    Информатика. Программа для основной школы : 7-9 классы / И.Г. Семакин,  М.С. Цветкова. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

4.    Информатика. Программа для основной школы : 7-9 классы / Н.Д. Угринович, Н.Н. Самылкина. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

5.    Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы. — М. : Просвещение, 2010.

6.     «Проект – технология» в компетентностно-ориентированном образовании:   учебно-методическое пособие / А.В. Кирьякова, Н.А. Каргапольцева, Т.А. Ольховая, Е.А. Матвеева; Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург : ОГУ, 2011. – 114 с.

7.    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ [Электронный ресурс] / Федеральный Государственный Образовательный Стандарт – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 




© МАСОР
Международная ассоциация спортивной и образовательной робототехники
info@masor.ru