тел: +7 (499) 346-71-03
e-mail: info@raor.ru
 
Забыли пароль?
2014 -> Конференция в Екатеринбурге -> Регистрация докладчика

Секция: Методика и результаты обучения в области образовательной и практической робототехники в средней и старшей школе

Из опыта преподавания курса робототехники в ОПКУ

Чурносова Ольга Николаевна

преподаватель информатики и ИКТ. ФГКОУ "Оренбургское президентское кадетское училище". Оренбургская Область/Оренбург 
onika-oren@mail.ru

Тезисы:

В работе приводится опыт организации занятий по робототехнике в основном и дополнительном образовании Оренбургского президентского кадетского училища, а также опыт организации соревнований по робототехнике среди школьников Оренбургской области.

Доклад:

Чурносова О.Н.

ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА РОБОТОТЕХНИКИ В ОПКУ

Оренбургское президентское кадетское училище

г. Оренбург

Аннотация

В работе приводится опыт организации занятий по робототехнике в основном и дополнительном образовании Оренбургского президентского кадетского училища, а также опыт организации соревнований по робототехнике среди школьников Оренбургской области.

 Робототехника в образовании – это интегрированные занятия, объединяющие в себе науку, технологию, инженерное дело, и основанные на методах активного обучения. Работа в Оренбургском президентском кадетском училище по изучению робототехники осуществляется по двум направлениям: в основном и дополнительном образовании. Уроки робототехники в рамках основного образования являются частью предмета «Технология» и обязательны для 6 и 7 классов. Изучение происходит по полгода в каждом классе, вторая половина года посвящена аудиовизуальным технологиям.
 Программа 6 курса направлена на изучение основ конструирования: знакомство с деталями конструктора, создание простейших конструкций, изучение механических передач и механизмов, содержащих механические передачи, знакомство с датчиками-сенсорами. По мере усложнения сборок, возникает необходимость в использовании языков программирования. Для кадет это знакомство начинается со встроенной среды программирования NXT Program. Использование этой среды дает возможность кадетам «понять логику» программирования роботов, в сравнении с уже известными языками программирования (ЛогоМиры, Scratch). Поняв логику создания программ, кадеты безболезненно переходят на более сложные среды программирования.
 На 7 курсе изучение робототехники направлено на рассмотрение основ алгоритмизации и программирования с использованием среды NXT-G и решении задач на движение робота. 
В дополнительном образовании кадеты начинают заниматься робототехникой с 5 класса. Занятия ведутся как в минигруппах, так и в индивидуальном режиме. Тематика занятий в основном направлена на решения задач, в соответствие с конкурсными заданиями. Однако все они основываются на базовых задачах, таких как: движение вдоль линии (с одним или двумя датчиками освещенности), движение вдоль стены (с помощью датчика расстояния), осуществление поворота на заданный угол, поиск предмета в пространстве и т.д. В отличие от основного образования, дополнительные занятия не «привязаны» к использованию конкретного языка программирования. Зачастую его выбор обусловлен простотой описания, скоростью выполнения таких программ микроконтроллером или личными предпочтениями преподавателя. Кадеты, например, могут изучать язык NXT-G на уроках, а на дополнительных занятиях программировать на RoboLab, или изучать программирование в старших классах на языке Pascal, а, готовясь к соревнованиям, использовать язык RoboC. Такое «языковое многообразие» положительно сказывается на способности кадет к самостоятельному освоению языков программирования. Это особенно актуально в связи с появлением контроллеров LegoМindStorms EV3. 
Занятия в рамках дополнительного образования предполагают изучение робототехники с дальнейшей возможностью участия в соревнованиях разного уровня. Начиная с 2012 года на базе Оренбургского президентского кадетского училища, проводится Открытый командный турнир по робототехнике среди школьников Оренбургской области «ОренРобот».Турнир на сегодняшний день является единственным соревнованием для детей, увлекающихся робототехникой регионального уровня в Оренбургской области. В 2012 году в соревнованиях приняли участие 22 команды из 6 образовательных учреждений г. Оренбурга. В 2013 году количество возросло до 43, и представили они 9 образовательных учреждений г. Оренбурга. 
Явно интерес к робототехнике со стороны школьников и педагогов в области растет год от года. Но отсутствие материальной базы для занятий и нехватка методической подготовки педагогов затрудняет развитие этого направления. Система преподавания, сложившаяся в Оренбургском президентском кадетском училище, показывает возможность реализации курса робототехники в основном образовании школы в рамках предмета «Технология».




© РАОР
Российская Ассоциация Образовательной Робототехники
info@raor.ru