тел: +7 (499) 346-71-03
e-mail: info@raor.ru
 
Забыли пароль?
2014 -> Конференция в Екатеринбурге -> Регистрация докладчика

Секция: Робототехника в профессиональном образовании

К вопросу формирования креативных умений обучающегося на занятиях по физике средствами робототехники

Байтимерова Лейля Саитовна

к.п.н., преподаватель физики и математики. ГАОУ СПО "Тюменский педагогический колледж №1". Тюменская Область/Тюмень 
lejlasait@gmail.com

Тезисы:

В сфере инновационного развития российской экономики, поставленные стратегические задачи требуют подготовку инженерных кадров, способных генерировать новые знания, выходить за пределы ситуативной необходимости, создавать качественно новые продукты, отличающиеся неординарностью, уникальностью, полезностью и передавать их в производственную и социальную сферу. Формирование креативных умений обучающегося в образовательном процессе открывает новые возможности не только для образования, но и для сохранения и развития творческого потенциала личности.
На наш взгляд, реализация потенциала образовательной робототехники позволит решить задачу формирования креативных умений обучающегося

Доклад:


Байтимерова Л.С.

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНЫХ УМЕНИЙ
ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИКЕ СРЕДСТВАМИ РОБОТОТЕХНИКИ


 Тюменский педагогический колледж №1

г. Тюмень

В статье раскрывается потенциал образовательной робототехники в формировании креативных умений обучающихся.


  В сфере инновационного развития российской экономики, поставленные стратегические задачи требуют подготовку инженерных кадров, способных генерировать новые знания, выходить за пределы ситуативной необходимости, создавать качественно новые продукты, отличающиеся неординарностью, уникальностью, полезностью и передавать их в производственную и социальную сферу. 
Высокий уровень сформированности креативных умений, как структурный компонент личности, определяющий возможность осуществления
творческой деятельности, включающий умения принимать решения в нестандартных,новых ситуациях; формулировать гипотезы, предлагать оригинальные идеи; видеть знакомое в незнакомом, преодолевать стереотипы; вести диалог с изучаемым объектом; выбирать методы познания, адекватные объекту; прогнозировать рост и развитие позволит решит поставленную задачу. 
 В связи с внедрением Федеральных государственных  образовательных  стандартов (ФГОС) нового поколения одним из способов организации инновационного образовательного процесса является встраивание образовательной робототехники в различные составляющие учебного процесса (формы урочной и внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования).
 Базовые технологии и современные требования стандартов нового поколения согласуются с базовыми принципами организации деятельности обучающихся на основе технологий образовательной робототехники:
-образовательный процесс как специально организованное взаимодействие обеспечивает субъект-субъектные отношения на основе
сотворчества. Сотворческое субъект-субъектное взаимодействие предполагает при решении учебных задач признание права и способности обучающегося на собственное решение, характеризуется демократичностью позиций участников и базируется на творческой инициативе; обеспечивает диалогическое общение, являющееся необходимым условием порождения различных гипотез, альтернатив, оригинальных решений;
-содержание образования фиксирует возможность не только обновления информационной базы в зависимости от его актуальности, но и от гибкого анализа и учета интересов обучающегося, его потребностей, личностных устремлений, что способствует использованию вариативных учебных планов и программ, созданию максимально благоприятных условий для освоения им социально накопленного опыта, заключенного в содержании обучения, для проявления способностей выходить за пределы нормативной деятельности, мыслить
нетривиально, строить ассоциативные связи, осуществлять инновационные процессы;
-интенсификация процесса обучения как система технологических приемов позволяет задействовать резервные возможности личности обучаемого для повышения эффективности творческой деятельности, способствующей воспитанию вкуса к нестандартным решениям, готовности к восприятию нового и необычного;
-интеграция оптимальных методов, форм дифференциации и индивидуализации обеспечивает самостоятельный поиск и максимальную реализацию творческих задатков обучающегося, способствует оригинальному решению учебных задач. 
 Целью разработки методики применения образовательной робототехники в преподавании физики, в рамках нашего исследования, является формирования креативных умений обучающихся. 
 Теоретический анализ соответствующей литературы и обобщение имеющегося опыта работы позволили выделить следующие
направления использования роботов в преподавании физики: робот как объект изучения; робот как средство измерения в физическом эксперименте; робот как средство постановки физического эксперимента; робот как средство учебного моделирования и конструирования. 
 Например, при изучении новой темы «Закон преломления света» можно провести демонстрационный эксперимент с использованием робота. На границе раздела двух сред луч света преломляется. Чтобы ответить на вопрос почему, обучающимся предлагаем сравнить движение света и машины-робота, у которого передние колеса переходят не одновременно с гладкой поверхности на шероховатую. Данный эксперимент способствует активному познавательному поиску решения поставленной проблемы. 
 Демонстрационный эксперимент - очень ценный, специфичный для физики путь создания проблемной ситуации, который таит в себе оченьтбогатые познавательные возможности. Эксперимент является содержанием физики и методом ее изучения. Проблемная постановка демонстрации делает процесс изучения предмета содержательнее и глубже.
Таким образом, технологии образовательной робототехники обладают огромным потенциалом для формирования творческой личности. 


Литература
1.[http://mdito.pspu.ru/files/vestnik/8/v8_08_ershov.pdf обращено 10.04.2014 г.]

2.Рындак, В.Г. Образование. Наука. Творчество. Теория и опыт взаимодействия. Монография.
Научная школа В.Г. Рындак/ Под общ. ред. В.Г. Рындак.- Екатеринбург: Ур.
отделение РАО, 2002.-394 с.





© РАОР
Российская Ассоциация Образовательной Робототехники
info@raor.ru