тел: +7 (499) 346-71-03
e-mail: info@masor.ru
 
Забыли пароль?
2014 -> Конференция в Екатеринбурге -> Регистрация докладчика

Секция: Методика и результаты обучения в области робототехники в дополнительном образовании

МБОУ ДОД "Дом детского творчества" - городской центр образовательной робототехники.

Батюкова Ольга Станиславовна

Заместитель директора по УВР. МБОУ ДОД "Дом детского творчества". Ханты-Мансийский АО/Нефтеюганск 
ddt_ugansk@mail.ru

Тезисы:


Доклад:

Скачать презентацию

Батюкова О.С.
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА – ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОБОТОТЕХНИКИ»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дом детского творчества».
г.Нефтеюганск
Аннотация
В данной статье предложеноодно из решений включения робототехники в образовательный процесс через интеграцию общего и дополнительного образования, сформулированы сложности препятствующие процессу развития образовательной робототехники, показаны результаты работы по проекту.  В настоящее время вопрос включения робототехники в систему дополнительного образования, как перспективного направления и эффективного для развития интереса детей к техническому творчеству, представляется очень актуальным. На базе Нефтеюганского дома детского творчества с  2009 года реализуется проект,   который направлен на внедрение робототехники в городское образовательное пространство. Обучающиеся реализуют свои способности в технических направлениях, получают базовые навыки и опыт работы в различных сферах автоматических систем, а также возможность определиться в профессии. В рамках проекта действует группа педагогов, реализующих программы технической направленности: «Начальное техническое моделирование», «Информатика», «Основы 3-D моделирования», «Робототехника». Руководителем группы является педагог Молодёжников А.П., победитель конкурса в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в номинации «Лучший педагог (преподаватель) дополнительного образования детей», 2012 г., обладающий сертификатом судьи по правилам международных соревнований по роботам WRO.Занимаясь по данным программам дети от 6 до 18 лет учатся строить простые конструкции из картона, пластика, модулей лего, осваивают азы программирования, создают компьютерные трехмерные модели технических устройств. Помимо конструирования и программирования роботов дети учатся работать с ЧПУ станками (разрабатывают чертежи в компьютерных средствах проектирования (Компас 3D), загружают их в блок управления станка). Ребята проводят эксперименты с различными конструкциями ЧПУ станков и способами их управления, создают такие станки самостоятельно. Учащиеся творческого объединения активные участники, лауреаты, победители соревнований, конференций на разном уровне от муниципального до международного.Городская научно-практическая конференция молодых исследователей «Шаг в будущее». Диплом I степени, г.Нефтеюганск, 2009 г.XI городская декада по технологии, конкурс проектных работ. Диплом II степени, г. Нефтеюганск, 2011 г. Международные соревнования по роботам в категории «Робот Менделеев». Диплом победителя, г. Санкт-Петербург, 2011 г.XVI окружная  научная  конференция молодых исследователей «Шаг в будущее». Диплом II степени, г. Сургут, 2011 г.Городские соревнования по автономным роботам. Диплом II степени, г.Нефтеюганск, 2012 г.VII открытая международная научно-исследовательская конференция молодых исследователей «Образование. Наука. Профессия». Диплом 1 степени, г.Отрадный Самарской области, 2013 г.Окружные товарищеские матчи по робототехнике в классе «Мини-сумо». Номинация «Лучшая», г. Сургут, 2013 г.Окружные товарищеские матчи по робототехнике в классе «FirstLegoLeague». Диплом I степени, г. Сургут, 2013 г.Окружные товарищеские матчи по робототехнике в классе «Кегельринг». Диплом I степени, г. Сургут, 2013 г.Городские соревнования по автономным роботам. Диплом I степени (командное место), г. Нефтеюганск, 2013 г.XVII окружная  научная  конференция молодых исследователей «Шаг в будущее». Диплом II степени, г.Ханты-Мансийск, 2013 г. Всероссийский этап Международных состязаний роботов. Сертификат за участие, 2013 г. (это в слайде, показать фото готовых изделий детей)XVII окружная  научная  конференция молодых исследователей «Шаг в будущее». Диплом II степени, г.Ханты-Мансийск, 2014 г. Всероссийская конференция «Шаг в будущее». Диплом II степени. Г. Москва, 2014г.Многолетним опытом педагогов Дома детского творчества в области освоения робототехники заинтересовались коллеги из школ. В школе созданы материально-технические условия для развития робототехники, но недостаточно практики её использования на уроках из-за отсутствия методической поддержки и опыта. Между тем возможность её применения для дидактических целей трудно переоценить. В результате использования робототехники в школе учителем на уроках, теоретические знания детей приобретают прикладной характер:-для урока информатики создается программа для робота с использованием цикла и условий, которые робот должен выполнить;-для урока физики создание механических схем из различных шестерёнок, которые демонстрируют принцип работы шестерёнчатых передач и их особенности (скорость, усилия);-для урока математики – создание деталей для ЧПУ станка с использованием G – кода (на координатной плоскости определяется траектория движения режущего инструмента по осям X,Y,Z);-для урока химии – наблюдение при помощи датчиков (температуры, давления, света) химического процесса с последующим мониторингом полученных данных в виде графиков, диаграмм, таблиц и многое другое.Таким образом, применение образовательной робототехники несет большие возможности в урочной и во внеурочной деятельности: для выполнения учебных проектов, подготовки демонстрационного эксперимента, экспериментальных установок для лабораторных работ и работ школьного физического практикума, для выполнения творческих проектно-конструкторских работ, участия в конкурсах и научно-практических конференциях, включая их дистанционные и сетевые формы реализации.В связи с этим, здесь опыт педагога дополнительного образования для школьного учителя может быть очень полезен. В рамках проекта предусмотрено проведение индивидуальных консультаций учителей и создание по их запросам методических рекомендаций, с помощью которых учитель уже самостоятельно разрабатывает учебно-методические комплексы по предмету. Систематически проводятся встречи обучающихся – победителей соревнований по технической направленности со своими ровесниками из других образовательных учреждений и многое другое. Таким образом, создается площадка для информационного и методического обмена в формате сетевого взаимодействия (учитель-учитель, учитель – педагог дополнительного образования, ученик - ученик). Опыт работы по проекту неоднократно предъявлялся на методических семинарах и конференциях школьного и муниципального уровня и получил высокую оценку со стороны педагогической общественности: проведены мастер-классы по основам программирования робота LEGO NXT 2.0, для педагогов города проведён семинар по образовательной робототехнике. В рамках работы пилотной площадки по робототехнике в г. Ноябрьске педагог учреждения выступал с докладом по теме «Этапы разработки автономных роботов». В рамках Регионального Координационного  совета по внедрению ФГОС проведён открытый урок по теме: «Моделирование робота LEGO».Комплекс методических разработок (подборка технологических карт, примеры расчетов и образцы изделий), отражающих опыт реализации проекта, опубликован на сайте учрежденияС целью распространения положительного опыта работы размещены публикации в научно-методическом журнале «Образование Югры», 2013 г, на сайте МБОУ ДОД «Дом детского творчества», в виртуальной книге «Лучшие педагоги Югры».Организованная нами работа на муниципальном уровне позволила достигнуть следующих результатов: увеличивается количество учащихся, вовлечённых в образовательную деятельность в сфере робототехники; растет количество воспитанников – участников команд соревнований и конкурсов в сфере робототехники; создается площадка для информационного и методического обмена учителей-предметников и педагогов дополнительного образования; формируется банк методических разработок по робототехнике для применения в образовательном процессе.Между тем, остаются сложности значительно препятствующие процессу развития образовательной робототехники, такие как: во-первых, недостаточность методической и дидактической базы. В связи со  стремительным развитием образовательной робототехники, имеющиеся издания быстро устарели, а новых, (доступных) просто нет, поэтому каждому педагогу и учителю приходится «с ноля» разрабатывать все: от наглядного материала к каждому занятию, до инструкции к каждой практической работе. Во-вторых, основной трудностью остается отсутствие либо недоступность, либо откровенно низкий уровень обучающих курсов по робототехнике для учителей и педагогов. Все это в условиях отсутствия технических специалистов в образовании, перегруженностью учителей предметников и школьников сводит на нет даже значительные усилия администрации образовательных организаций по внедрению робототехники.В-третьих, в дополнительном образовании на приобретение материально-технической базы по робототехнике не предусмотрены бюджетные средства. А ведь данное направление технического творчества было и останется наиболее дорогостоящим из всех, поэтому учреждение вынуждено искать источники средств самостоятельно, надеясь на помощь энтузиастов и средства от приносящей доход деятельности.Понимая важность развития такого перспективного направления, как образовательная робототехника, мы надеемся, что только совместные скоординированные усилия основного и дополнительного общего образования, высшего образования и родительской общественности, позволит справиться с данными трудностями и даст результаты в будущем.      




© МАСОР
Международная ассоциация спортивной и образовательной робототехники
info@masor.ru