тел: +7 (499) 346-71-03
e-mail: info@masor.ru
 
Забыли пароль?
2014 -> Конференция в Екатеринбурге -> Регистрация докладчика

Секция: Методика и результаты обучения в области образовательной и практической робототехники в средней и старшей школе

Внедрение робототехники в образовательный процесс школы

Молодежников Александр Петрович

педагог дополнительного образования. МБОУ ДОД "Дом детского творчества". Ханты-Мансийский АО/Нефтеюганск 
molalex72@yandex.ru

Тезисы:

Статья содержит опыт внедрения робототехники в образовательный процесс на примере проведения совместной работы школьного учителя и педагога дополнительного образования, специализирующегося по образовательной робототехнике.

Доклад:

Скачать презентацию

Молодежников А.П.

«ВНЕДРЕНИЕ РОБОТОТЕХНИКИ

В
ОБРАЗОУВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ШКОЛЫ»

Муниципальное
бюджетное образовательное учреждение


дополнительного
образования детей


«Дом
детского творчества».


г.Нефтеюганск

 

Аннотация

Статья содержит
опыт внедрения робототехники в образовательный процесс на примере проведения
совместной работы школьного учителя и педагога дополнительного образования,
специализирующегося по образовательной робототехнике.

 

 

 

Сейчас
образовательную робототехнику можно рассматривать, как универсальный  инструмент, способный расширить возможности
педагога при работе в школе. Современный мир стремительно развивается постоянно
появляются новые знания и технологии, и те знания что были достаточны
обучающимся ещё 20 лет назад сейчас являются неполными и устаревшими. Достаточно
вспомнить момент появления компьютеров в образовательном процессе: сколько было
вопросов «зачем» и «как»…Сейчас же умение работать на компьютере
рассматривается в одном ряду по значимости с умением писать и читать.

Вопрос необходимости
образовательной робототехники отходит на задний план, важнее понять КАК
эффективно внедрить ее в учебный процесс. Ответ на этот вопрос призван дать наш
проект «Дом детского творчества –городской центр развития образовательной
робототехники», который является результатом многолетней работы творческого
объединения «Мир будущего», систематизации опыта педагога и его разработок.

Особенностью
проекта является его ориентация на внедрение робототехники в городское
образовательное пространство через сотрудничество со школами, создание на базе
учреждения площадки сетевого взаимодействия. Одной из форм такого
взаимодействия является проведение интегрированных занятий, когда школьные уроки
по предметам физики, химии, математики, информатики проводят совместно учитель
и педагог дополнительного образования по робототехнике.

Представим в
качестве примера урок физики по теме «Зубчатые передачи» для 7-го класса. Урок
начинается с беседы с целью актуализации знаний обучающихся. В следующей части
урока обучающимся предлагается  собрать
роботов из конструктора LegoNXTпо предложенной технологической карте, провести их испытания
на специальной трассе, позволяющей производить точные замеры скорости и тяги
робота.В технологической карте, предложенной обучающимся, показаны способы
изменения конструкции для повышения тяги, скорости или прямой привод от
двигателя.  По завершении испытаний подводятся
промежуточные итоги, формулируется вывод о связи тяги и скорости в конструкции
механизма. Далее ребятам предлагается самостоятельно модернизировать свою
модель и в игровой форме определить самого сильного робота.

Такие
интегрированные занятия позволяют школьному учителю получить необходимую
практику по применению робототехнических комплексов на уроке. Очень важно, что теоретические
знания детей приобретают прикладной характер. Для многих обучающихся такой урок
становится первым шагом к дальнейшему более глубокому изучению технических
устройств.

Возможности
применения робототехники в школьной программе очень велики. В совместной
деятельности со школами разрабатываются и другие занятия с использованием
робототехнических комплексов, оказываются консультации по настройке и
эксплуатации различного цифрового лабораторного оборудования.

Хорошим
подтверждением правильности выбранного нами пути являются реализованные
творческие проекты учащихся, опирающиеся как на знания полученные в школе, так
и на знания и умения полученные в учреждении дополнительного образования.
Например, такие как «Шагающий ЧПУ станок», «Экзоскелет для людей инвалидов», «Краб»-
робот спасатель» и многие другие.

Помимо проектной
деятельности учреждение дополнительного образования проводит ежегодные городские
соревнования по робототехнике,  по
результатам которого формируются команды для участия в региональных и
всероссийских соревнованиях.

Учащиеся
творческого объединения активные участники, лауреаты, победители соревнований,
конференций на разном уровне от муниципального до международного.

Городская
научно-практическая конференция молодых исследователей «Шаг в будущее». Диплом
I степени, г.Нефтеюганск, 2009 г.

XI городская
декада по технологии, конкурс проектных работ. Диплом II степени, г.
Нефтеюганск, 2011 г.

 Международные соревнования по роботам в
категории «Робот Менделеев». Диплом победителя, г. Санкт-Петербург, 2011 г.

XVI
окружная  научная  конференция молодых исследователей «Шаг в
будущее». Диплом II степени, г. Сургут, 2011 г.

Городские
соревнования по автономным роботам. Диплом II степени, г.Нефтеюганск, 2012 г.

VII открытая
международная научно-исследовательская конференция молодых исследователей
«Образование. Наука. Профессия». Диплом 1 степени, г.Отрадный Самарской
области, 2013 г.

Окружные
товарищеские матчи по робототехнике в классе «Мини-сумо». Номинация «Лучшая»,
г. Сургут, 2013 г.

Окружные
товарищеские матчи по робототехнике в классе «FirstLegoLeague». Диплом I
степени, г. Сургут, 2013 г.

Окружные
товарищеские матчи по робототехнике в классе «Кегельринг». Диплом I степени, г.
Сургут, 2013 г.

Городские соревнования
по автономным роботам. Диплом I степени (командное место), г. Нефтеюганск, 2013
г.

XVII
окружная  научная  конференция молодых исследователей «Шаг в
будущее». Диплом II степени, г.Ханты-Мансийск, 2013 г.

 Всероссийский этап Международных состязаний
роботов. Сертификат за участие, 2013 г. (это в слайде, показать фото готовых
изделий детей)

XVII
окружная  научная  конференция молодых исследователей «Шаг в
будущее». Диплом II степени, г.Ханты-Мансийск, 2014 г.

Всероссийская
конференция «Шаг в будущее». Диплом II степени. Г. Москва, 2014г.

К сожалению, до
сих пор возможности по материальному обеспечению школы и
учреждения дополнительного образования значительно отличаются, что приводит к
бессистемности работы и сложности распространения положительного опыта из-за
разности в материальном обеспечении.

Соотнося задачи
школьного образования с перспективами автоматизации и роботизации современного
производства, мы понимаем, что нужно координировать усилия образовательных учреждений,
промышленных предприятий, вузов, органов управления образованием для
эффективного развития технического мышления школьников, целенаправленного
развития способностей инженерно-технического направления.

Мы должны
научить обучающихся не только грамотно пользоваться современными устройствами в
будущем мире, но и стать его конструкторами и движущей его силой.

 

 




© МАСОР
Международная ассоциация спортивной и образовательной робототехники
info@masor.ru